Усадьба Князя Серебряного

Георгий Блюмин, доктор технических наук и профессор культурологии, консультант компании "Терра-Недвижимость", автор книги "Царская дорога", продолжает серию рассказов по истории Рублевки.

Так - "Усадьбой Князя Серебряного" - издавна именуют старожилы местность по водоразделу реки Самынки, пересекающей деревню Барвиха(*) с юга на север и впадающей неподалеку в Москву-реку. Если ехать по Рублевке из Жуковки в Барвиху, то поначалу за мостом слева мы видим здание Барвихинской администрации, а справа - высокий холм, остатки древнего славянского городища. Ещё правее у железной дороги можно заметить высокую крышу бывшей дачи писателя Алексея Николаевича Толстого, работавшего здесь в 1938-45 годах. Этот писатель принадлежит XX веку, и память его барвихинского пребывания осталась в романе "Петр Первый", трилогии "Хождение по мукам", сказке "Приключения Буратино" и в других известных сочинениях.

А вот целиком XIX веку принадлежит другой Толстой, почти полный тезка Алексея Николаевича, - Алексей Константинович, писатель, поэт и драматург. А.К. Толстой известен как автор "Козьмы Пруткова", исторических драм, баллад и многих прекрасных лирических стихотворений. Достаточно вспомнить романсы на его стихи "Средь шумного бала, случайно…" или "То было раннею весной…". Все мы зачитывались в ранней юности его историческим романом "Князь Серебряный", переносящим читателя в эпоху Ивана Грозного.

Можно с уверенностью сказать, что граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875), родившийся в Петербурге и проведший ряд лет в своей усадьбе Красный Рог, что на Брянщине (там он похоронен), бывал на нашей Рублевке и хорошо знал ее историю. По материнской линии он происходил из рода Разумовских. Его дед - это граф Алексей Кириллович Разумовский, богач и сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I. Разумовские владели селом Знаменское на Царской дороге (нынешнее Рублево-Успенское шоссе). Толстой был красив, остроумен, силен умом и физически, завязывал узлом кочергу и легко перебрасывал двухпудовую гирю через крышу флигеля в усадьбе. Мог пальцем вдавить в кору дерева золотую десятирублевку. Русская его натура выражена в его стихах:

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Знание писателем Рублевки подтверждается многими данными. Окрестные пески с высоким содержанием в них качественного серебра дали, как известно, название московскому Серебряному бору. Я полагаю, что по той же причине герой вышеупомянутого исторического романа Толстого князь Никита Романович Серебряный получил свое литературное имя. Князь едет в Москву из Литвы, то есть как раз по нынешней Рублевке. Прочтем начало романа: "Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или по нынешнему счислению 1565 года, в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы. За ним ехала толпа ратников и холопей. Князь провел целых пять лет в Литве. Его посылал царь Иван Васильевич к королю Жигимонту подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны…".

Уже отсюда видно, что Медведевка у Толстого не что иное, как наша Барвиха. Описание ее природы позволяет судить о красоте окрестностей: "День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух… От полей и лесов так и веяло Русью".

Далее в романе назван хозяин Медведевки, боярин Дружина Андреевич Морозов. И здесь писатель не намного ушел от настоящего исторического персонажа этих мест. Владельцем окрестных земель действительно являлся не литературный, а реальный боярин Глеб Иванович Морозов. Его жена Феодосия Прокопьевна Соковнина - это героиня знаменитой картины Сурикова "Боярыня Морозова", ратовавшая за старую веру. А брат боярина Глеба и тоже боярин Борис Иванович Морозов - это воспитатель царя Алексея Михайловича и фактический правитель России в первые годы его царствования.

Как и чем жила Барвиха-Медведевка во времена царя Иоанна Васильевича? Если отвлечься от описанных далее Толстым ужасов опричнины, жизнь деревни была веселой и счастливой: "Ещё не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то чередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ".

Остается выяснить, почему Толстой назвал Барвиху Медведевкой? Я думаю, что когда писался роман, 150 лет назад, в барвихинском бору вполне могли водиться медведи.

*  БАРВИХА Деревня Барвиха хорошо известна как одно из наиболее примечательных мест Рублево-Успенского шоссе. При Иване Грозном лесное урочище Бориха - место царских охот. Небольшая деревня Борвиха, Самынка тож появилась здесь в те же времена. В 20-е годы XX века у Барвихи образовались выселки от деревни Луцкое-Жуковка под названием Луцкое-Самынка. Вскоре сюда отселилось ещё несколько хозяйств из деревни Шульгино - и образовалась современная деревня Барвиха. Покровский храм 1886 года (московский зодчий А.А. Латков), воссоздан в 2001 году. Пребывание писателей С.Т.Аксакова, А.К. Толстого, А.Н. Толстого, многих деятелей истории и культуры советского периода и наших дней. От МКАД - 20 км.
лимит символов – 500
Раздел
Тип сделки
лимит символов – 500