Крепость над речкой Медвенкой

Георгий Блюмин, доктор технических наук и профессор культурологии, консультант компании "Терра-Недвижимость", автор книги "Царская дорога", продолжает серию рассказов по истории Рублевки.

На 24-м километре Старой Смоленской дороги (Можайского шоссе), в городе Одинцово, две дороги уходят вправо, соединяя старинный тракт со знаменитой Рублевкой. Одна из них - это Подушкинское шоссе длиною 8 км, приводящее к Барвихе. Другая, Красногорское шоссе, протянулась на 10 км и ведет к селу Знаменскому. Вот это самое Красногорское шоссе в прошлом именовалось Зубаловским шоссе и проложено было в этих местах российскими нефтепромышленниками отцом и сыном Зубаловыми.

"Зубалов Лев Константинович, дворянин, проживает по Тверскому бульвару в доме Ланской", - сообщает справочник "Вся Москва" за 1901 год. К этому времени он только что потерял отца, вместе с которым вот уже 9 лет владеет усадьбой "Зубалово" на западной окраине деревни Калчуга, что на нынешнем Рублево-Успенском шоссе. История московского дворянина Л.К. Зубалова весьма любопытна.

Его отец Константин Яковлевич Зубалов (настоящая фамилия Зубалашвили) был штабс-капитаном Нижегородского драгунского полка. Вспомним, что в этот полк отправили в ссылку на Кавказ в 1837 году М.Ю. Лермонтова. У штабс-капитана был участок земли в городе Гори, где он проживал с супругой своей, урожденной княжной Елизаветой Тумановой, и с четырьмя сыновьями. Жил он довольно скромно, пока не приобрел клочок земли близ Баку, где вскоре обнаружилась мощная нефтеносная жила. С этого времени он разбогател, и богатство его стало стремительно расти. Старший сын Степан вскоре умер, Яков жил в Париже, Петр - в Швейцарии, а Леван (Лев) - в Москве. Энергичный и деятельный, Лев Константинович вместе с женой Ольгой Ивановной управлял нефтяным промыслом, снабжая деньгами братьев и дядю, жившего во Флоренции.

Деревня Калчуга - выселки из села Усово. Зубаловы были прихожанами тамошней Спасской церкви и ее дарителями. В архиве сохранилась кассовая книга Зубаловых: "Уплачено "Косъ и Дюреръ" за работу в церкви села Усова - 2263 р. 20 к. …Для храма в селе Усово переданы 2 сосуда с приборами и ковчег, 2 креста напрестольных, 1 крест для водосвятия, 1 дарохранительница, 1 ковш для теплоты, 1 кадило, 1 Евангелие напрестольное - 2003 р. 10 к.". Сумма очень не малая, если учесть, что ведро хлебной водки стоило тогда 55 копеек. Кроме Калчуги, Зубаловы владели селом Большое Сареево, состояли в родстве с коннозаводчиком Трапезниковым (Горки-2) и с баронами Мейендорфами (Барвиха).

Между тем, поместье Зубаловых на высокой горе над речкой Медвенкой разрасталось и украшалось по самому высокому классу. Строили там известные московские зодчие П.С. Бойцов и Н.Н. Чернецов. Дома с островерхими крышами напоминали старонемецкие замки. Усадьбу обнесли красивым ступенчатым забором из красного кирпича с башенками, крытыми черепицей, что сделало ее похожей на сказочную крепость. Зубаловское шоссе соединило усадьбу со станцией Одинцово Александровской железной дороги. Благотворительная деятельность Зубаловых оставалась весьма обширной. Они поддерживали художника В.М. Васнецова, писавшего в Усове в 1898 году картину "Богатыри", передали 500 рублей на строительство русской православной церкви в итальянском городе Бари, где находятся мощи св. Николая Чудотворца. Лев Львович, сын Льва Константиновича, стал ещё и книгоиздателем. Издания Л.Л. Зубалова пользовались большой популярностью в обеих столицах.

С началом первой мировой войны Л.К. Зубалов организовал три частных благотворительных госпиталя за свой счет. Хлебобулочные и кондитерские изделия в зубаловские госпиталя поставлял сам Филиппов. В одном из них, расположенном в усадьбе, работал врачом хозяин соседнего села Петрово-Дальнее князь А.В. Голицын, позже лечивший в США композитора С.В. Рахманинова. В декабре 1914 года Л.К. Зубалов умер, ему наследовал сын Л.Л. Зубалов. 6 сентября 1917 года газета "Русское слово" сообщала: "Временное правительство разрешило Румянцевскому публичному музею принять жертвуемую ему г. Л.Л. Зубаловым художественную коллекцию общей стоимостью 7,5 млн. руб.".

Вскоре после революции, в 1919 году, Зубалово сделалось загородной резиденцией И.В. Сталина и А.И. Микояна. Сталин жил и работал здесь вплоть до 1932 года, когда перенес свой подмосковный кабинет на Ближнюю дачу в Кунцеве. Эта история усадьбы Зубалово подробно отражена в книге дочери вождя Светланы Аллилуевой "Двадцать писем к другу".

Память о Зубаловых хранит не только усадьба над речкой Медвенкой. В Тбилиси есть улица братьев Зубалашвили. В парижском Малом дворце блещет красотой Зубаловский зал, а в Лувре, в одном из залов, помещена мраморная доска с именем Я.К. Зубалова, брата московского благотворителя. В Москве существует роскошный дом, приобретенный Зубаловыми у железнодорожных магнатов фон-Дервизов и превращенный ими некогда в "пещеру Али-Бабы" по множеству собранных там драгоценных коллекций. Это дом под № 6 по Садово-Черногрязской улице, близ Красных Ворот. Дом отгорожен от улицы массивной оградой, спроектированной в 1911 году тем же зодчим Н.Н. Чернецовым, который строил поместье над Медвенкой.

лимит символов – 500
Раздел
Тип сделки
лимит символов – 500